22.08.2021
Захарченко Кира Николаевна
вопрос
№171
Вита Викторовна, добрый день.
По вопросу 157 – МЭШ
Вынуждены продолжить переписку, т.к. мы так и не получили ответы на поставленные вопросы.
Предлагаем начать с указание технических и юридических препятствий из-за которых мы и наши дети не буду иметь доступа к электронной услуге ЭЖД и к проекту МЭШ с 1 сентября 2021 года.
Повторюсь, ранее Вы, через педагогов, организовала родителей учеников, получить доступ к электронному дневнику школьника на портале MOS.RU.
Как мы узнали этим летом, получение данного доступа с использованием логина и пароля от портала MOS.RU, оказалось нашим добровольным выбором получения государственной услуги в сфере образования в электронном виде - электронный дневник школьника, за Реестровым номером 7700000010000024601 (далее ЭЖД), государственные условия по которой размещены на портале Госуслуг https://www.gosuslugi.ru/105551/2/info, согласно которым, предоставление услуги обеспечивает Департамент образования и науки города Москвы и услуга имеет всего шесть функций, перечень которых указан на портале госуслуг.
Вместе с тем, при введении логина и пароля для получения доступа к услуге ЭЖД на портале MOS.RU, нам не было сообщено ни на одном из этапов, что данная авторизация является акцептом оферты, в результате которой у нас появился доступ к неким дополнительным функциям (Электронная Библиотека), свыше функций, указанных для услуги ЭЖД в федеральном реестре за номером 7700000010000024601, и еще возникло пользовательское соглашение с оператором - Департаментом Информационных Технологий г. Москвы (далее ДИТ), по условиям которого вся ответственность возлагается на родителей, и пользование функциями и сервисами системы осуществляется на их страх и риск.
Вывод о заключении пользовательского соглашения после акцепта оферты на портале MOS.RU, следует из следующего: :
1. Согласно п. 2.2.1-2.2.4 Распоряжения Департамента информационных технологий и Департамента образования и науки г. Москвы от 08.11.2017 г. № 64-16- 640/17/531 Р (1) «О порядке предоставления доступа к подсистеме «Общегородская платформа электронных образовательных материалов» (далее по тексту «ОП ЭОМ») Комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде», где указано, что Пользователи - это обучающиеся и родители (законные представители). А в п. 7.1. – указаны условия доступа для Пользователей к Общегородской платформе электронных образовательных материалов, https://www.mos.ru/upload/documents/files/9410/RasporyajenieoporyadkepredostavleniyadostypakOPEOM(1).pdf;
ВАЖНО не путать Поставщиков и Пользователей, вы указывает поставщиков контента (учителя и тд.) регулируют их п. 2.1. и .7.2
А мы - родители (законные представители) и обучающиеся - Пользователи, доступ которых регулируют п. 2.2.1-2.2.4 и п.7.1
П. 2.2.4 - родители обучающихся…..
П 2.2.3 - обучающиеся в организациях…
П 2.2.1 - образовательных организациях, осуществляющих образовательных деятельность на территории г. Москвы по образовательными программам.
П.2.2.2. - организации реализующие дополнительные программы.
П. 7.1 Пользователи (родители и обучающиеся) получают доступ к ОП ЭОМ с использованием учётных данных (логин и пароль) системы ЭЖД.
2. Условиями Пользовательского соглашения ОП ЭОМ, размещенного по адресу https://uchebnik.mos.ru/help/documentation/termsofuse/ установлено, что в соответствии с:
п. 1.3 Настоящее Соглашение является публичной офертой.
п. 7.1.1. Пользование услугами и сервисами Системы осуществляется Пользователем на свой страх и риск.
п. 7.1.2. Администрация не принимает на себя ответственности за несоответствие услуг целям и ожиданиям Пользователя,
п. 7.1.3. Администрация Системы не несет ответственности за любые прямые или непрямые убытки, произошедшие вследствие: использования либо невозможности использования услуг, в том числе за любой ущерб компьютеру Пользователя, мобильным устройствам, любому другому оборудованию или программному обеспечению, возникший в связи с использованием услуг (сервисов) Системы; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведения любого третьего лица на ресурсе.
Таким образом, авторизовавшись в ЭЖД, сами того не зная, мы получили дополнительно доступ к неким функциям-услугам, не внесенным в реестр государственных услуг, о получении которых мы не уведомлялась в момент авторизации, о предоставлении которых мы не просили, и нам было сообщено, что пользование этими дополнительными функциями-услугами будет осуществляться на основании оферты, т. е. договора - устанавливающего ответственность только для родителей! При этом, условия которого со нами никто не обсуждал, а оператор ДИТ, при этом, имеет право изменять их в любое время, не уведомляя нас и не обсуждая со нами изменения. А самое главное, - данная авторизация означает наше автоматическое согласие на пользование этими дополнительным функциям-услугам и на все условия указанные в Пользовательском соглашении.
Кроме того, вы пишите в ответе на наше утверждение что до 1 сентября 2021 года нам всем надо пройти авторизацию в проекте МЭШ:
«Ранее был вход в дневник (dnevnik.mos.ru) и отдельный в Библиотеку МЭШ (uchebnik.mos.ru), а теперь для удобства создан единый ресурс https://school.mos.ru.» .
Но это не просто единый ресурс https://school.mos.ru., это авторизация в проекте МЭШ, внутри которого теперь государственная услуга ЭЖД, и авторизация в проекте МЭШ, будет означать наше добровольное согласие на присоединение к Электронной Московской школе, которая по факту является образовательной онлайн платформой, через которую вы планируете осуществлять электронное обучение с применением дистанционных технологий (как вы нам сообщили ранее). И кроме того, авторизация в проекте МЭШ, тоже акцепт оферты, в результате которого у нас возникает еще одно пользовательское соглашение. Все условия можно посмотреть на ресурсе https://school.mos.ru, пройдя в «подробнее» (внизу справа), затем в раздел «Документы» (справа наверху) и там опубликованы все нормативные документы на которые мы ссылаемся ниже (один из них правда ведет на устаревшую ссылку в Гарант, где документ изложен не в полной редакции, но мы даем иную ссылку на Постановление №447, чтобы у Вас, администрации школы и родительской общественности была возможность прочитать его в действующей редакции).
Итак, вывод о заключении пользовательского соглашения после авторизации на портале https://school.mos.ru, следует из следующего:
1. Согласно п. 11.2 Постановления Правительства Москвы от 10 июля 2013 г. № 447-пп «О комплексной информационной системе «Государственные услуги в сфере образования в г. Москве»» (далее по тексту «Постановление № 447-ПП») https://docs.cntd.ru/document/537937702, Пользователи – обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся.
2. Согласно условиям Пользовательского соглашения КИС ГУСОЭВ «Пользовательское соглашение с Комплексной информационной системой «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде»», размещенному по адресу: https://school.mos.ru/help/documentation/termsofusegusoev п. 2.3. - начиная использовать МЭШ, или отдельные сервисы, Пользователь считается принявшим условия соглашения в полном объеме, в том числе об условиях обработки персональных данных; п. 2.4. Соглашение может быть изменено Оператором без специального уведомления; п. 3.3, 3.7, 3.8 - Использование сервиса, информационной системы означает согласие Пользователя на обработку, любой информации, на получение информации о предоставлении ему государственных услуг, на запрос данных и трансграничную (международную) передачу персональных данных. П. 3.7. Оператор вправе обеспечивать доступ к информационным ресурсам третьих лиц, (в том числе к видеоконференцсвязи посредством программного продукта Microsoft Teams). Ресурсы третьих лиц не проверяются Оператором на предмет достоверности, полноты, законности и т.п. Оператор не несет ответственность за любую информацию и материалы, размещенные на ресурсах третьих лиц, в том числе за любые мнения или утверждения, рекламу и т.п., а также за доступность таких ресурсов или контента и последствия их использования Пользователем.
При этом, согласно п. 2.5. В случае несогласия Пользователя с какими-либо из требований к сервису, информационной системе города Москвы, установленных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, актами Оператора, настоящим Соглашением, Пользователь не в праве пользоваться информационной системой.
Получается, что получить доступа к государственной услуге ЭЖД, родители могут только присоединившись к проекту МЭШ и заключив еще одно пользовательское соглашение, в рамках которого мы даем свое согласие на полную обработку всех наших персональных данных и персональных данных наших детей, согласие на их трансграничную передачу и согласие на то, что данное Пользовательское соглашение может меняться в одностороннем порядке. При этом, на сайте https://school.mos.ru даже не размещена Политика Конфиденциальности, регулирующая обработку персональных данных, и которая обязательна для размещения у операторов, которым является Департамент Информационных Технологий. В результате, нам не известно, обработка каких именно персональных данных будет производиться, как будет происходить: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (передача, в том числе трансграничная), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, какие будут цели сбора и кто ответственные лица по всем указанным пунктам.
Между тем, без присоединения к ресурсу МЭШ и заключения Пользовательского соглашения, получить доступ к государственной услуге ЭЖД – невозможно.
В то же время, в соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 210-ФЗ, принципами оказания государственной и муниципальной услуги являются правомерность оказания услуги и ее заявительный характер. Без Пользовательских соглашений и договоров.
Следовательно, присоединившись к ресурсу МЭШ для того, чтобы получить доступ к государственной услуге ЭЖД, мы автоматически подписываем 2 (два) пользовательских соглашения, которые не предусмотрены законодательством РФ при предоставлении государственной услуги ЭЖД. И технически, мы даже не можем воспользоваться государственной услугой - Электронный дневник школьника без принятия данных оферт и всех обязанностей за соблюдение положений Пользовательского соглашения.
Помимо этого, если школа примет решение проводить электронное обучение с применение дистанционных технологий, выберет проект МЭШ, и будет просить нас в нем авторизоваться и заключить пользовательское соглашение (договор), то это будет так же противоречить действующей Конституции Российской Федерации и положениям Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», согласно которым общественные отношения в сфере образования возникают со школой на основании распорядительного акт о зачислении, и никаких договоров, пользовательских соглашений в бесплатном образовании гарантированному нам Конституцией РФ - НЕТ.
Между тем, п.2.5. Пользовательского соглашения, устанавливает, что в случае несогласия Пользователя с какими-либо из требований к сервису, Пользователь не в праве пользоваться информационной системой, т. е. при наличии не согласия родителей с установленными требованиями, нам запрещено пользоваться проектом МЭШ.
О данных технических и юридических препятствиях, мешающих присоединению к гос. услуге ЭЖД и проекту МЭШ написаны заявления и отправлены в Департамент Образования г. Москвы и Департамент Информационных Технологий на имя руководителей.
Кроме того, вы отвечали ранее: "Обращаем Ваше внимание, что отказ родителями (законными представителями) от применения электронного обучения или дистанционных образовательных технологий (использование образовательного контента) при реализации образовательных программ (при любой форме обучения) влечет нарушение права ребенка на общее образование, которое родители (законные представители) обязаны обеспечить в силу ч.2 ст. 63 Семейного кодекса РФ и п.1 ч.4 ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»."
При этом, согласно позиции Минпросвещения РФ, изложенной в разделе I Приложения к Письму Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (далее по тексту Приложение к Письму № ГД-39/04), Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в соответствии с:
п. 3.3. «информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционное обучение)»;
п.4 «Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя), представленного любым доступным способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».
Те, вы должны нас проинформировать о реализации образовательных программ, а мы должны ВЫБРАТЬ (согласиться или отказаться) и написать вам письменное заявление с согласием. Это означает, что ваше предыдущее утверждение о том, что отказ родителя ведет к нарушению прав ребенка - НЕ СООТВЕТСВУЕТ действующем законодательству. Уточнения по данному пункту мы так же отправили на имя Министра Просвещения Кравцова С.С.
Исходя из вышеизложенного, мы очень рассчитываем в этот раз получить ответы по существу вопросов, закончить эту долгую переписку и понять как наши дети будут обучаться с 1 сентября 2021 года не имея доступа к гос. услуге ЭЖД и проекту МЭШ.
Повторяем наши вопросы:
1. Как вы будете организовывать обучение детей, у которых НЕТ доступа к государственной услуге ЭЖД и проекту МЭШ, без нарушения их права на равноценное образование?
2. Каким образом будет организовано обучение для детей, находящихся на заочном и семейном образовании, которые НЕ подключены к ЭЖД и проекту МЭШ?
3. На основании каких ВНУТРЕННИХ локальных актов, кем и когда было принято школой 1520 решение использовать гос. услугу ЭЖД и проект МЭШ? То, что вы пишите о праве, понятно, вопрос о конкретном решении и выборе именно этой услуги и именно этого проекта МЭШ, а не какого либо иного. Если их нет, так и ответьте пожалуйста.
4. На основании каких нормативно-правовых и локальных актов вы утверждаете, что школьник ДОЛЖЕН иметь учетную запись в МЭШ? В приведенных вами нормативно-правовом документе не указано что школьник ДОЛЖЕН (как вы утверждаете) иметь учетную запись в МЭШ. Более того, исходя из того что проект МЭШ имеет договорную основу, он применим только в дополнительно или платном образовании и на добровольной основе.
5. В случае принятия образовательной организацией решения об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Как будет организованно равноценное обучение детей, родители которых ОТКАЗАЛИСЬ от электронного обучения и использования дистанционных технологий?
Так же мы предлагаем разобраться в обозначенных проблемах, а не утверждать, преждевременно, что мы вводим в заблуждение родителей города.
А Родительской общественности, следящей за нашей перепиской, мы предлагаем изучить пользовательские соглашения проекта МЭШ (все ссылки приведены в данном письме), ответственность и последствия по ним для себя и своих детей, содержание проекта МЭШ (можно на гос. закупках еще посмотреть что разрабатывают и скоро выведут, например Портфолио ученика), изучить законодательную базу регулирующую взаимоотношения родителей и образовательной организации по данному вопросу.